Прямые договоры

Прямые договоры работают

На энергетическую безопасность региона

 
В результате реформирования российской энергетики производство, передача и сбыт электроэнергии были разделены на разные виды бизнеса. Позже предприятия отрасли были объединены в крупные генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Электросетевые активы Сибирского региона перешли под управление единой операционной компании – МРСК Сибири, главная задача которой - обеспечить надежное и качественное электроснабжение жителей, предприятий, объектов социальной сферы одиннадцати сибирских территорий. Осуществить это условие возможно в случае качественного выполнения инвестиционных и ремонтных программ в филиалах компании, своевременной подготовки сетей и подстанций к зиме. Однако задержки в расчетах сбытовых компаний перед сетевыми порой достигают критичного уровня и могут поставить под угрозу энергобезопасность отдельных сибирских регионов. Как не допустить энергетического коллапса? Выход был предусмотрен самой реформой энергетики. Сетевые компании вправе заключать договоры на передачу электрической энергии напрямую с клиентами, минуя посредника – сбытовые компании. О механизме заключения прямых договоров наш разговор с заместителем генерального директора по развитию и реализации услуг МРСК Сибири Дмитрием Мананниковым.

- Дмитрий Александрович, работа по подготовке к переходу на заключение прямых договоров началась с осени прошлого года. Чем она продиктована?

- Назову три основных предпосылки к необходимости заключения прямых договоров. Во-первых, существует обязательство исполнения федерального законодательства, в рамках которого при желании заказчика мы обязаны обеспечить заключение договора на передачу электроэнергии. Во-вторых, отлаженная схема, когда между сетевой компанией и потребителями стояла организация в лице сбытовой компании, начинает давать сбой. Это связано с недостаточной финансовой устойчивостью сбытовых компаний, которые в условиях финансового кризиса не способны в полной мере обеспечить четкое исполнение договоров - как поставки, так и передачи электроэнергии.

К примеру, до сентября 2008 года у МРСК Сибири со стороны энергосбытовых организаций проблема касалась только спорной задолженности и авансовых платежей. Если в конце сентября прошлого года просрочка по задолженности составляла не менее 3-5 дней, то на март нынешнего года просроченная задолженность значительно увеличилась и по отдельным филиалам превысила месячную выручку.

Переход на прямые договоры позволит сетевым компаниям более качественно выстраивать отношения с клиентами.

- Только ли филиалы МРСК Сибири столкнулись сегодня с проблемой неплатежей со стороны энергосбытовых компаний, или эта ситуация характерна для всей России?

-  Ситуация зависит от соотношения бытовых и промышленных потребителей на той или иной территории. К примеру, если доля бытовых потребителей в европейской части России составляет 40-60 процентов, то платежи более стабильные. Бытовой потребитель уже привык, что платить необходимо. Наибольшие проблемы испытывают регионы, где расположены крупные энергоемкие предприятия черной, цветной металлургии, химической промышленности. Это – Сибирь и Урал.

- В чем отличие прямых договоров от договоров со сбытовой организацией?

- Реформирование электроэнергетики направлено на создание конкурентного рынка электроэнергии. Поэтому в целевой модели развития энергорынка между сбытовыми и сетевыми компаниями должна быть здоровая конкуренция. Думаю, что в экономике потребителя переход на прямые договоры пройдет незаметно. Наоборот, у него появятся более гибкие, выгодные условия регулирования вопросов с сетевой организацией. В Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергоэнергетики эти моменты четко прописаны.

Согласно федеральному законодательству, потребитель вправе сам выбирать, по какой схеме ему работать. Одна схема предусматривает заключение договора только со сбытовой организацией, которая выступает агентом во взаимоотношениях с сетевой компанией, оплачивая услуги по транспортировке электроэнергии.

Второй путь, по которому мы предлагаем идти потребителям, предусматривает заключение двух договоров: со сбытовой компанией на куплю-продажу энергии, и с сетевой компанией – на транспорт электроэнергии, либо с оптовым рынком и с нами, сетевой организацией.

- Если говорить о выгоде прямого договора, в чем она заключается?

- Сетевая компания предлагает наиболее гибкие условия. Если сбытовая компания требует 50 процентов авансовых платежей, то сетевая компания ведет речь о 30 процентах. Добросовестный потребитель не рискует попасть под ограничение подачи электроэнергии, которое может быть введено при неисполнении договорных обязательств сбытовой компанией перед сетевой организацией. В случае банкротства гарантирующего поставщика – сбытовой компании исключается риск повторного взимания платежа за услуги по передаче электроэнергии.

МРСК Сибири – клиентоориентированная компания. Наш основной постулат: хорошо потребителю – хорошо и нам. И переход на прямые договоры с потребителями в полной мере отвечает этому тезису.

- Дмитрий Александрович, в каком филиале МРСК Сибири опыт по заключению прямых договоров можно назвать наиболее удачным?

- Наиболее удачным считаю опыт работы по заключению прямых договоров в Кемеровской области. Сегодня лишь 34 процента полезного отпуска энергии остается за сбытовой организацией в регионе, остальное – это прямые договоры с филиалом МРСК Сибири - Кузбассэнерго-РЭС. Такая схема взаимодействия сетевой компании с потребителями позволяет более точно планировать поступление денежных средств, отслеживать динамику спроса на электроэнергию в регионе.

- Планирует ли компания заключать прямые договоры с населением?

- Действующее законодательство предусматривает, что бытовой потребитель должен рассчитываться за потребление электроэнергии и иметь прямые отношение с гарантирующим поставщиком, то есть с энергосбытовой организацией. И, говоря о заключении прямых договоров, сетевые компании в первую очередь подразумевают крупные энергоемкие предприятия, которые существенно влияют на потребление электроэнергии в регионе.

- Дмитрий Александрович, что вы ожидаете от введения повсеместной практики по заключению прямых договоров с потребителями электросетевых услуг?

- Стратегическая задача, стоящая перед МРСК Сибири – максимальная диверсификация портфеля прямых договоров по группам и отраслям потребителей. К следующему году МРСК Сибири планирует транспортировать до 50 процентов электроэнергии на основании прямых договоров. Мы пытаемся изменить устоявшуюся систему отношений, перевести ее в новое русло, соответствующее новым экономическим и хозяйственным условиям. Когда потребитель напрямую работает с поставщиком услуги, вопросы решаются более оперативно и гибко. Увеличение количества прямых договоров сделает схему рыночных отношений в регионе максимально прозрачной. Это выгодно и региональным властям, и регуляторам, и потребителям.