24.02.2011
Особая зона, тарифы и RAB-регулирование.
Теги: тарифы
Количество показов: 20296
2011 год станет важной вехой в
жизни электроэнергетики Тывы.
Особая
зона
В ходе реформирования
энергетики на протяжении ряда лет до 2011 года цены на электроэнергию
постепенно выводились из регулируемого сектора экономики в рыночное русло: с
2007 года ежегодно увеличивалась доля покупки электроэнергии на оптовом рынке
электроэнергии для нужд регионов по свободным рыночным ценам, которые в свою
очередь росли под воздействием инфляционных процессов. К 2011 году завершился
основной этап реформирования электроэнергетики - цены на электроэнергию больше не регулируются
государством, а формируются под воздействием спроса и предложений.
В этих условиях стоимость 1 кВтч для потребителей Тывы в
этом году, например, потребляющих электроэнергию на напряжении 220-380 Вт, должна
была составить порядка 4,60 руб. В целях снижения тарифной нагрузки на
потребителей региона Правительством Республика Тыва проведена большая работа, в
результате которой Тыва включена в особую зону оптового рынка электроэнергии.
Это позволит региону покупать запланированный объем электроэнергии по
регулируемым ценам, которые в 3 раза ниже рыночных. Такое решение несомненно
создаст благоприятную возможность для развития экономики республики – цена на
электроэнергию для потребителей будет расти меньшими темпами, снижение
энергетической составляющей в цене товаров делает их более
конкурентоспособными, снижение расходов на энергоносители позволяет направить
высвободившиеся средства потребителей на другие цели.
Вместе с тем, любые права создают и определенные
обязанности: включение республики в особую зону оптового рынка обязывает
обеспечить 100%-ную оплату за потребленную электроэнергию. Таким образом,
повышаются требования к платежной дисциплине каждого потребителя. В этих
условиях для получения совместного блага необходима и совместная
ответственность. В случае нарушения этого обязательства Тыва может лишиться
особого статуса с соответствующим ростом цен на электроэнергию.
Тариф
для населения
Рост тарифов на электроэнергию
для населения республики составил 10%. Цены на электроэнергию являются одними
из самых низких в Сибири: для жителей, проживающих в квартирах с электрическими
плитами и в сельской местности - 1,53 руб./кВтч, для остальных – 2,18
руб./кВтч. Для примера, в Республике Алтай – 3,17 руб./кВтч, в Республике
Бурятия – 3,30 руб./кВтч.
На сегодняшний день реальная стоимость
электроэнергии, которую приобретают потребители Тывы, в среднем составляет 3,31
руб./кВтч. Если бы республика не вошла в особую зону, цена была бы еще выше –
4,60 руб./кВтч. Таким образом, население оплачивает электроэнергию по ценам в
2-3 раза ниже экономически обоснованных.
Следует отметь, что в
перестроечные годы в целях минимизации социальной напряженности тарифная
нагрузка была перенесена с населения на другие группы потребителей, создав тем
самым так называемое «перекрестное субсидирование», от которого в настоящее
время государство постепенно уходит к экономически обоснованным тарифам. Согласно
прогнозу социально-экономического развития России до 2013 года, разработанному
Минэкономразвития РФ, разрыв между ценами на электроэнергию для населения в
России и европейскими странами сократится с 2 раз в 2010 году до 1,2-1,3 раза в
2013 году.
В целях снижения «перекрестного
субсидирования» и приближения стоимости электроэнергии для населения к реальным
ценам, государством во многих регионах
введена социальная норма, в пределах которой электроэнергия оплачивается по
регулируемым ценам, а сверх нее – по экономически обоснованным. Например, у нас
в Тыве в пределах социальной нормы население платило бы 2,18 руб./кВтч (1,52
руб./кВтч), а сверх нее – 3,31 руб./кВтч. Правительство Тывы на весь объем
электроэнергии, потребляемый населением, установило только регулируемые цены.
В промышленно развитых регионах
страны доля потребления электроэнергии населением практически не заметна. В
Тыве она доходит до 50% всего потребления республики, следовательно, более
весома тарифная нагрузка на промышленность, бюджетные организации, бизнес. К
примеру, в западных странах цены на электроэнергию для населения в 1,7-2 раза
выше, чем для промышленных потребителей.
RAB-регулирование
Последние крупные инвестиции в
электроэнергетику страны и Тывы осуществлялись в доперестроечные годы.
Учитывая, что в среднем срок полезного использования электросетевых активов
составляет 25-30 лет, износ основных производственных фондов ОАО «Тываэнерго» составляет
более 82,3%, оборудование, отработавшее один нормативный срок и более
составляет порядка 70%, узловые подстанции работают на пределе мощности. О
расширении производства в этих условиях говорить не приходится. В результате энергетика России и региона стала
сдерживающим фактором в развитии других отраслей, частые перебои в работе
оборудования ставят под угрозу энергобезопасность.
Несмотря на ограниченность
средств, получаемых предприятием из тарифных источников, ОАО «Тываэнерго»
вложило в экономику Тывы с 2007 по 2010 годы 427 млн. руб., перевыполнив
инвестиционные и ремонтные программы на 129 млн. руб. (в том числе за счет
привлеченных источников). Но в связи с тем, что электроэнергетика является
капиталоемким производством, это позволило только поддержать сети и
оборудование в работоспособном состоянии.
Метод формирования тарифов, при
котором основной акцент переносится на инвестиции в электросетевую
инфраструктуру, был впервые внедрен в Англии в начале 1990-х годов. Он получил
название метод доходности инвестированного капитала (метод RAB от англ.
Regulatory Asset Base). Результаты такого регулирования видны только при
долгосрочной реализации. Британский опыт показал его эффективность, и уже в
середине девяностых его переняли многие страны Западной Европы, Канада, США. С
2002 года такое тарифообразование стало обязательным для стран Восточной
Европы, входящих в Европейский союз.
Непременными условиями перехода
на RAB-регулирование являются
установление тарифов на долгосрочный период (до 5 лет), реализация масштабной
инвестиционной программы, в том числе с привлечением заемных средств, с
обеспечением их доходности и возвратности, повышением в результате ее
реализации надежности электроснабжения и качества электроэнергии, а также
снижение издержек сетевой компании.
Ряд электросетевых компаний
России перешли на новый метод тарифообразования уже в 2008-2010 гг. С 2011 года
RAB-регулирование
применяется и в отношении ОАО «Тываэнерго». Для предприятия тарифы установлены
на пять лет, что создает определенную стабильность при планировании своих расходов,
как потребителям электроэнергии, так и самой сетевой компании. Метод
RAB-регулирования - как раз тот инструмент, который подходит для исправления
сложившейся ситуации. Он дает возможность привлечь достаточно крупные
инвестиции, при этом, не допуская резкого роста тарифов. При росте тарифов для
конечного потребителя в размере 15% ежегодно в течение пяти лет в развитие
сетевого комплекса Республики будет инвестировано 935 млн. руб. (в 4,1 раза
выше, чем при использовании методики <затраты +>). Износ электросетевых
активов по итогам первого долгосрочного периода может снизиться с 80% до 56%. Ежегодное
снижение издержек предприятия должно составить 1% без учета влияния инфляции.
Для
обеспечения роста энергетических потребностей промышленности, социальной сферы
и населения Республики Тыва при среднегодовых темпах роста электропотребления
необходимо опережающее развитие электроэнергетики. В результате реализации
инвестиционной программы, сформированной в рамках RAB-регулирования, будет
заложена основа для социально-экономического развития республики, повышения
качества жизни населения, энергобезопасности региона; появится возможность
снизить энергодефицит и выйти на уровень энергетически развитого региона.
Применение
новых технологий при строительстве и реконструкции электросетевых объектов
позволит также решить остро стоящую проблему с потерями электрической энергии в
сетях предприятия. Кроме того, модернизация оборудования повлияет на повышение
надежности и качества энергоснабжения, снижение затрат на эксплуатацию и
ремонт, а новое строительство приведет к увеличению энергопотребления. Все это
позволит в ближайшей перспективе снизить темп роста тарифа для конечного
потребителя.
Это в равной степени важно как для
нас - компании, выполняющей обязанности по надежному снабжению потребителей
электроэнергией, - так и для потребителей.